В последние годы отношения между крупнейшей из восточных католических Церквей — Украинской Греко-Католической Церковью (УГКЦ) — и Святым Престолом складываются напряженно на фоне российской агрессии против Украины. Об этом пишет в своей статье для издания британских католиков «Catholic Herald» Раймонд де Соуза, священник архиепископии Кингстон, Онтарио, и главный редактор издания «convivium.ca»».
По его мнению, украинские католики считают, что Святой Престол хочет поддерживать хорошие отношения с РПЦ МП, которая тесно связана с Владимиром Путиным. Следствием этого является то, что Святой Престол «не слишком сильно протестует против агрессии Путина в Украине».
Два события, которые произошли в мае, как считает о. Раймонд де Соуза, дают основания предполагать, что трудные отношения между Ватиканом и католиками Украины еще не скоро не будут улучшены. Во-первых, недавно была проведена консистория для номинации новых кардиналов. Список из 11 новых кардиналов открывал Луис Рафаэль I Сако, Патриарх Вавилонский и глава Халдейской Католической Церкви — главной восточной католической Церкви Ирака. Возведение халдо-католического Патриарха в достоинство кардинала рассматривалось экспертами как знак солидарности со страждущими иракскими католиками. В 2016 году Папа Франциск сделал аналогичную вещь и для Сирии, хотя в то время он выбрал для возведения в достоинство кардинала не действительно сирийского по происхождению епископа, а итальянца, служившего нунцием в Дамаске. Однако в ходе пяти консисторий, которые созывал для назначения новых кардиналов Папа Франциск, он всякий раз обходил Верховного архиепископа Святослава Шевчука, главу УГКЦ. Предшественники Шевчука, начиная с середины ХХ в., были кардиналами. То, что Украина была вновь пропущена на консистории в пятый раз за последние пять лет, свидетельствует о том, что голос украинцев меньше резонирует в Риме, чем возражения со стороны РПЦ МП, которая считает само существование УГКЦ «оскорблением своей церковной традиции».
Второй признак того, что отношения УГКЦ и Святого Престола отличаются сложностью, как утверждает де Соуза, проявился, когда Папа Франциск принял делегацию РПЦ МП во главе с митрополитом Иларионом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. Во время встречи Папа Франциск выступил с обращением, которое было тепло встречено и поддержано русскими православными. Понтифик тогда заявил, что никогда не допустит раскола в Русской Церкви и признает в ней только Московский патриархат.
«В последние годы ватиканское сдерживание по отношению к УГКЦ или терпимость к нападкам на УГКЦ со стороны русских православных считались частью цены, требуемой Московским патриархатом для встречи с Папой Франциском — в чем ранее было отказано святому Иоанну Павлу II. Эта историческая встреча состоялась в Гаване в феврале 2016 года, — отмечает канадский священник. — Вопрос в том, потребуют ли новые отношения между Святым Престолом и Русским Православием постоянных напряженных отношений между католиками, а именно Святым Престолом и восточными католиками из УГКЦ. Недавние события говорят о том, что будет так».